У меня есть моноблоки на лампах 6С33С http://klimanski.com/?p=1253, которым, понятно, нужен предусилитель-коммутатор – как мне показалось – со следующими функциями и параметрами:
– регулятор громкости
– регулятор стереобаланса
– коммутатор пяти входов ( для винила, СД, тюнера, ЦАП от компьютера и ДВД ).
– низкое выходное сопротивление
– высокое входное сопротивление
– высокая линейность
– невысокий коэффициент усиления ( не более двух ).
Структура построения аудиоканала выбрана такой – коммутатор входов – усилительная лампа, трансформатор ( TZ6L ) регулятор громкости и баланса – выход. Коэффициент трансформации выбран 1 к 5, то есть понижающий для снижения выходного сопротивления каскада. Трансформаторы были сделаны на заказ в фирме Аудиоинструмент.
Было много сомнений по поводу выбора лампы. Сначала думалось взять 6Н3П, 6Н23П, 6Н6П или аналогичные для обеспечения низкого внутреннего сопротивления Ri, что очень желательно для TZ6L с Ra в 10К. Но все указанные лампы не блещут линейностью, а для случая, когда на сетку подается полная амплитуда входного сигнала ( регулятор громкости-то – потом ! ) это очень важно. Выбор пал на 4П1Л, особенно после многочисленных публикаций на www.diyaudio.ru хороших отзывов об этой лампе. К тому-же – это прямонакал. Рабочая точка видна на графике – ток анода 11 мА, напряжение на аноде – 130 вольт.
Схема получилась такая:
Регулятор громкости – потенциометры ALPS, их номинал выбран из того, что удалось купить на рынке, хотя номиналы конечно можно снизить до 1 – 2 КОм. Конденсатор С2 в стабилизаторе на LT1084 – танталовый, блокировочный конденсатор в катоде – МКР 100 мкф на 100 вольт.
Блок питания – раздельный для анодного напряжения и накала. Анодное питается от двух обмоток по 110 вольт и двух германиевых диодах Д7Г, нагруженных на 20 мкф конденсатор МБГО-2, и после дросселя от осциллографа – электролит 1000 мкф на 250 вольт, а блокировочные по ВЧ к нему конденсаторы К73-11 1 мкф на 400 В установлены непосредственно на выводах первички трансформатора TZ6L.
Накал питается от 20 ватт тора 220/12 , который был перемотан под две вторички по 5.5 вольта. Выпрямитель – простой мост на 200 вольт 6 ампер. Остальное понятно из схемы.
Корпус из нержавеющей стали мне сделал на заказ Алексей Банин, за что ему большое спасибо.
Фото самого усилителя.
Замеры уровня гармоник сделаны на уровне на входе 2 вольта, получилось, что 3я гармоника была чуть выше второй – картинку загружу позже. АЧХ ровная, на уровне минус три дБ от 2 Гц до более 100 КГц.
Общий коэффициент передачи предусилителя при положении регулятора громкости на максимуме – 1.8 раза.
Теперь о звуке. Испытано на колонках – открытые щиты на китайском широкополоснике от Цaо с активным басовым оформлением на Eminence Alpha 15. Источник – СД Денон с ЦАПом от Аудиоинструмента ( c ламповым выходом, на фото он не виден ). Материал:
1. Русская фортепьянная музыка в исполнении Виктора Рябчикова, СД к журналу “Стерео”
2. Marc Koch, Walking in Memphis, Gold CD.
3. Profetmaster, тест-диск нр 2
4. Чайковский Франческа да Римини SimphonieOchester des Bayerischen Rundfunks, дирижер Марис Янсонс.
5. Карл Хламкин, СД диск.
Звук очень порадовал детальностью и прозрачностью и отменной динамикой, это было слышно даже сквозь оконечник на 6С33С – был слышен характерный почерк прямонакала. Баса не очень много, но он четкий, динамичный и глубокий. Жанры – все без разбора великолепно ! Особенно порадовал фортепьяно и вокал, хотя и Хламкин (кстати, это мой земляк – из Болдерая ) звучал отменно.
Хочу поблагодарить Сергея Глазунова за отличного качества трансформаторы и очень хороший ЦАП.
*********************************************************************************