Когда-то давно, лет 10 обратно ( кажется в 2013-м ) я активно принимал участие в форуме любителей хай-энда Маркан-Аудио и там кто-то очень советовал приобрести широкополосник немецкой фирмы Изофон. Я так и сделал – приобрел на пробу пару динамиков ( наружний диаметр 245 мм ) на которых к сожалению нет вообще никакой маркировки. Тогда пришлось потратить за пару что-то около 90 Евро с доставкой. Сейсас за похожие ( только с ушками ) уже просят 600.
Хотя мои друзья с форума называли его Loewe, а я почему-то обозвал их Telefunken P22, но предполагаю что это все-таки Изофоны, хотя утверждать точно не берусь. Очень они похожи на модель Isophon P25/31, только нет боковых ушек крепления. Активное сопротивление этого динамика чуть меньше 12 Ом, полный импеданс около 16. Мощный алнико керновый магнит. Собственная резонансная частота довольно высокая – 67 Гц, да и по ВЧ хвастаться нечем – выше 10 КГц отдачи практически нет. А чего хотеть, если этот динамик стоял в радиолах, в которых ничего еще тогда не было кроме амплитудной модуляции. Тогда после покупки, сделав эти замеры и пробное прослушивание я разочаровался в этом изделии 1950-х годов и поставил на полку, где они пропылились еще 10 лет. И вот сейчас, когда я наконец взялся за свою тоже очень старую затею сделать “бесконечный” щит в качестве акустики ( а ничто не звучит так натурально как открытые АО ), я их с полки снял и покрутил более внимательно. Что оказалось – читайте дальше.
Сначала его просто вставил в щит размером 50 на 120 см и послушал. Интересно, что даже в таком минималистическом АО легкие жанры он играл очень неплохо ! Сразу подкупили выразительные и очерченные образы на средних частотах а также высокая чувствительность. Из минусов – ему нужен подпор снизу и сверху – АЧХ с завалом по краям. Перспективность Изофона подтвердили спектры АЧХ ( снимал сам в том же щите, но уже на полке стеллажа, с расстояния 1.5 метра микрофоном UMIK-1 в программе REW ) довольно ровная характеристика, но как и у всех широкополосников есть подъем в районе 2.5 – 8 КГц:
Как басовое звено я выбрал Eminence Alpha 15, как имеющий подходящий для открытого оформления Qts = 1.26 и вот такую, казалось бы не совсем подходящую АЧХ ( кривые из спецификации к динамику ):
соединил их последовательно парой, чтобы в сумме было 16 Ом как у Изофона. Слушал и замерял со своим каскодным ИТУНом “Черный дрозд”, первый пробный фильтр вот по такой схеме ( не удивляйтесь, что фильтр параллельный – в данном случае почему-то играет отлично ! ):
Если без Цобеля R1C1, то разброс импеданса по частотам очень большой ( и фаза тоже очень скачет), с Цобелем заметно красивее:
В первых звуковых тестах меня приятно поразила эта связка Изофон – Эминенс. Возможно, это благодаря интересному совпадению – там, где на АЧХ Eminence горб ( 2 КГц ) у Изофона в этом же месте небольшой провал – они дополняют друг друга ! Но самое удивительное, что спопособность Изофона объемно и чисто петь на средних частотах раскрывается только при наличии резистора R2 в фильтре. В общем изофон оказался с хорошим потенциалом и я начал работу над новой “колонкой” – в сущности колонкой-то ее и назвать нельзя, потому что это – как бы бесконечный экран – я просто загородил часть своего стеллажа с переди деревянными клеяными щитами по 18мм толщиной по 2 – итого после склейки – 36мм толщиной.
Щиты размером 53 на 125 см. Полки стеллажа образуют свего рода стенки “колонки”, в результате экран получается хотя и не бесконечный, но эквивалентен примерно щиту 3 на 3 метра с динамиком посередине. По простой формуле находим, что частота 50% спада по НЧ для такого щита будет 4250/150 = 28 Гц. А ведь очень неплохо ! При этом, кстати, стеллаж продожал частично выполнять свои функции – с обратной стороны “колонки” задней стенки нет и даже все еще заполнено вещами. Своего рода демпфирование 🙂 Возможно сделанное мной АО многие скорее оценят как ОЯ ( открытый ящик ), но я ни не против, пусть будет так.
Да, нюанс в креплении динамиков – чтобы минимизировать пение самих дереянных панелей, все динамики лежат на прокладках из 5 мм пористого коврика для занятия физкультурой. И винты крепления тоже изолированы от корзины динамиков нейлоновыми трубочками и шайбами.
В следующем приближении я подрезал немного выпирающий 10 дБ горб на 2 КГц в АЧХ Eminence Alpha 15 при помощи последовательной воздушной индуктивности L2 ( схема ниже ) на 2.5 мГн ( лакированный провод диаметром 2 мм, 264 витка ) и также попробовал пищалку Monacor RBT95 c фильтром второго порядка:
Измеренный импеданс и фазовый угол:
В этой редакции я уже мог слушать и жанры потяжелее, например Queen “A Night at the Opera”, причем на очень приличной громкости ! Великолепный объемный, четко очерченный вокал Фредди, богатый тонально и сбалансированный фортепиано, светлые и ясные звоночки с послезвучием Bicycle, мощный там где это надо бас You’re my best friend. Причем бас, от которого сотрясается комната и все внутренности – представляю, что будет, когда сделаю второй канал…. Тем не менее не могу сказать, что все тут безупречно, но весьма и весьма неплохо для начала и такой необычной мебели ! Как недостаток Изофона упомяну довольно узкую направленность на ВЧ.
В программе REW микрофоном UMIK-1 cнял АЧХ на расстоянии примерно 2 метра и по высоте на уровне примерно между Изофоном и Eminenece. Однако отдача по НЧ начинается уже с 20 ГЦ ! Но и видно, что еще есть над чем еще поработать – вроде как немного завален ВЧ, но на слух, честно говоря это не очень заметно.
По мере продвижения проекта буду дополнять. Не быстро это будет 🙂 ….. Самое трудное – освободить полку от накопившегося за многие годы барахла – теперь ведь нужно и правую “колонку” делать !
P.S. : перечитал снова ветку на форуме http://www.markanaudio.ru/markanforum/index.php?topic=67.75 из которой мне стало ясно, почему же я тогда ( 10 лет обратно ) , когда тоже, как и сейчас делал открытые экраны, отказался от Изофона. Все оказалось прозаически просто ! Тогда я еще не знал про ИТУНы и все еще пытался заставить петь триоды – прослушивание тогда делал с Дарлингом – чисто триодным усилителем с 1626 на выходе. А теперь Изофон можно сказать вдруг запел – и все что ему надо было – это усилитель с выходным сопротивлением около 100 Ом ( сейчас – это мой усилитель с каскодом на выходе Черный Дрозд ) . В общем друзья, если хотите точный, объемный, в общем – настоящий натуральный звук – не тратьте время на триоды – лучше делайте ИТУН и займитесь акустикой ! Как жаль, что я так много времени потратил на извержение воды из камня, хотя озеро было рядом – я просто не туда смотрел…. и продолжал барахтаться со всеми вместе в триодном лягушатнике 🙂
Дополнено 2 декабря 2024 года. Длинными зимними вечерами продолжил изготовление второй, правой колонки в стеллаже. Заодно послушал левую с усилителем 6Ж4 – 6550 – ГМ-70 ( этажерка SE30, каскод ). Сначала А.Челентано d’Animale, потом Deep Purple Very best of, double CD. Супер чисто, с хорошим басом. Хорошая пара.
Дополнено 25 декабря 2024 года. Доделал вторую колонку ( правую ) внутри своего стеллажика. Простите за пока неопрятный вид, над эстетической стороной еще надо поработать – закрою хлам сверху занавесочками, а снизу – такими же деревянными панелями. В средней части будет усилитель – там уже стоит Черный Дрозд, его плохо видно. Сабвуфер играет только роль подставки для СД-плейера.
Деревянные полки стеллажа имеют толщину 40мм, новые щиты в которые вмонтированы динамики – клеяные 18 мм сосновые, сложенные вдвое – итого 36 мм толщины, и еще для жесткости изнутри обязательно усиленные 50 мм брусом – как на фото ниже:
Как и предполагал, бас стал очень глубоким и при этом – разнообразным, многоуровневым, со своей структурой и тембральным богатством – от самого глубокого до мидбаса и барабанной дроби.. Чего я никогда не слышал ни на одном ФИ. Весь вечер я сидел и переслушивал свою фонотеку и многие вещи просто не узнавал – до такой степени большая разница. Особенно впечатлил трек Marc Kohn “True companion” – раскаты глубокого баса были очень мощными и натуральными – далеко не каждая система на такое вообще способна. И трек А.Челентано “Sognando Chernobyl” – хотя в этом случае и весьма посредственная система басит на нем неплохо, но вот только структура этого баса….. Упоминая про СЧ, Изофон обеспечивает просто чудесную детальную, быструю середину с очень натуральным вокалом, прекрасной виолончелью и отменными духовыми. АС абсолютно всеядна – и самый тяжелый рок и джаз с классикой идут на ура.
Короче – сделал себе подарок на Рождество. Немного изменилась схема фильтра и пищалку заменил – все-таки RBT95 до нужного уровня не вытягивает.
Как видно, Изофону пришлось сделать аттенюацию, потому как он по чувствительности все-таки дает фору остальным в этой компании и его пришлось малость подрезать. В процессе работы над схемой фильтра еще раз убедился в общем-то известной истине – важно не только выровнять АЧХ и импеданс, но и фазовый угол. Только если удается добиться более-менее плавной ФЧХ такая акустика начинает петь – появляется сцена и образы. Мне пока не удалось сделать амплитуду вариации угла менее 10 градусов, но это пока оказалось достаточно. Цепочка L1 R1 служит вы выравнивания импеданса и фазового угла на ВЧ. Индуктивность L2 – дроссель Д255В с запараллелеными обмотками.
И АЧХ снятая программой REW микрофоном UMIK-1
АЧХ в басовом диапазоне как полагается ОЯ не очень ровная, а чтобы ее подравнять нужна задняя крышка с отверстиями. Отдача по басу начинается уже с 15 Гц, и отчасти наблюдаемый спад можно объяснить тем, что у Черного Дрозда по уровню -3дБ нижний предел около 18 Гц.
На этом проект можно было бы считать законченным, но видимо все-таки придется еще дорабатывать фильтр. Не могу сказать, что на слух мне все нравится.
Всего доброго, Светлого Рождества и удачи в Новом 2025 году !
( записано на мобильный телефон – реального баса увы нет )
*************************************************************************************************************************************