Однотактный усилитель 6Ж8 – 6П9 – 6С33С




Наверно ни одна лампа не вызывает столько противоречивых отзывов о звучании, как 6С33С. Она очень популярна среди DIYеров в Германии, Японии, короче, среди западников. Наверно привлекает ее все еще приемлемая цена при довольно значительной мощности. Ну и низкое внутреннее сопротивление вселяет надежды у поклонников OTL.  И у нас тоже очень много есть проектов на этой лампе – наберите в гугле усилитель на 6С33С – и  вас ждет страниц так 5 – 6 ссылок. Но некоторые  ее не очень жалуют, ссылаясь на тяжелый звук.  Мне кажется что  6С33С  часто получает разноречивые отзывы потому, что лампа эта особенная значительными токами  и требует особого подхода к схематике раскачки и БП, стандартные “ламповые” подходы здесь часто не работают. Плюс качество компонентов. Если такие лампы как 6С4С или Гу-50 часто прощают применение среднего качества конденсаторов, резисторов и трансформаторов, то тут это не проходит, а шишки падают на бедную 6С33С.  Мой хороший знакомый Андрей Чинарев уже давно сделал двухтакт на этой лампе, так вот я бывал у него не раз, и слушал – у меня никогда не возникало ощущения “тяжелого” звука – мне вообще нравится почерк этой лампы – вмеру сдержанный на средних частотах, чистый,  хорошо сбалансированный и прозрачный на ВЧ и  мощный, богатый и детальный на НЧ. Конечно много зависит от драйвера и акустики.  Особенно хорошо дополняют друг друга 6С33С и звуковое оформление ОЯ с широкополосником.  Теперь Андрей, воодушевленный звучанием  этого двухтакта собирает на 6С33С  OTL по японской схеме, успехов, Андрей !

Кстати, с этой лампочки я начинал свой путь в построении ламповых УНЧ в 2005 году, когда еще не знал, за какую сложную задачу взялся…   Моя первая схема была проста – 6Г7 на раскачке, далее КП на 6Н8С, и однотактный выходной каскад с фиксированным смещением. Я экспериментировал тогда с вариантами подключения КП, и нашел, что гальваническая связь 6Г7 и 6Н8С + межкаскадный конденсатор перед 6С33С звучала заметно лучше, чем гальваническая связь 6Н8С с сеткой 6С33С ( разумеется, с дополнительным источником питания отрицательной полярности ).  Выходной трансформатор я тогда намотал сам, это был мой первый, и, пока последний опыт – я обнаружил, что есть много других людей и фирм, которые делают это намного лучше меня. Звучание моей первой самоделки меня радовало недолго и я перешел с другим лампам.

Что заставило меня вернуться к теме однотакта 6С33С ? Отчасти – это ощущение того, что за прошедшие 7 лет удалось приобрести, как  мне кажется,  достаточный ( хотя и 7 лет назад он мне казался достаточным тоже…..) опыт для того, чтобы взяться за эту непростую лампу снова. Ну а толчком для того, чтобы приступить к работе послужила ветка на diyaudio.ru http://www.diyaudio.ru/forum/index.php?topic=1834.0 ( спасибо Анатолию Лисовскому ) где обсуждалась схема драйвера с использованием ПОС.  Я собрал макет той схемы, полушал его звучание, и нашел, что оно весьма неплохо даже при том, что это было моно и для макетирования я не использовал  каких-либо особенных деталей.

Были заказаны два корпуса – я решил таже как и автор начальной схемы делать моноблоки, так как энергопотребление ( и тепловыделение ) слишком велико для соединения всего этого в одном корпусе. Ну и вес получился бы неподъемный. Но вот схему захотелось доработать – на раскачку хотелось поставить пентод, чтобы сделать звучание более живым, менее триодным, что-ли.  Выходные и сетевые трансформаторы я заказал в Edcor, поскольку нашел, что их цены весьма демократичны, это мой первый опыт с этой фирмой, пока очень доволен. Только вот ждать пришлось долго ( месяца три ), но к счастью меня никто не гонит. img_5419_21

Был вопрос с катодным дросселем. Я пробовал ставить самодельный внавал намотанный 100 Гн дроссель, он работал и звучал ничуть не хуже, чем поставленный в макет выходной трансформатор Transcendar 5K ( вторичка повисла в воздухе ), но самоделка получилась громоздкой для того, чтобы поставить внутрь корпуса и малоэстетичной чтобы поставить навиду – и в конечном итоге  были приобретены на еBay вот такие анодные дроссели 50 Генри http://www.ebay.com/itm/50H-100m-anode-plate-choke-for-300B-2A3-71a-EL34-KT88-/300736391390?pt=Vintage_Electronics_R2&hash=item46054928de что оказалось раза в три дешевле чем указанный в начальной схеме Sowter.plate_choke1 Вот схема, которая уже собрана в корпусе и играет. 6s33s_veiset2 Единственное изменение, которое уже сделано – это конденсатор С4 – вначале стоял Jamicon – это не звук – один только гипертрофированный бас, потом Rubicon ( не черные ворота ) – лучше, но тоже перебор по басу и глухая середина, сейчас поставлен неполярный 100 мкф MCap – с ним нет никаких проблем, причем АЧХ получается на уровне -3дБ от 8Гц до 39 КГц, то есть по идее можно пробовать поставить и поменьше емкость – попробую МБГО 56 мкф от колоночных кроссоверов.  Две картинки гармоник – первая при максимальной ( 12,5 ватта на 8 ом ) мощности и вторая – при 6 вольт на выходе ( 4,5  ватта ). Ну что сказать о звуке ?  Утомляет ооочень долгое время разогрева лампы. Первые полчаса вообще лучше не слушать – в самом деле, звук в нижней середине как бы затуманен, лишен четкости. Только где-то через час  прогрева 6С33С выдает на что она способна. 6s33s_veisett_9_8vopt 6s33s_veisett_6vopt К сожалению, пока весь моноблок не прожарился в общем и целом часов так 10, серьезных выводов о его способностях сделать нельзя.

Дополнено 8 сентября 2012 года. Конечно столько времени ушло не на прожарку… Небыло удовлетворенности полученным звуком. Все время казалась мутноватой нижняя середина и в общем звук небыл  достаточно выразительным. Может быть именно это имели ввиду коллеги, когда говорили о “тяжелом” звуке. Первым делом проверил накал. Оказалось, что сетевик Edcor довольно сильно сильно валит напряжение на вторичке, и накал на контактах 6С33С оказался 5,7 вольта… Как увеличить ? Я решил выпрямить, но места в корпусе маловато и я сделал внешний блок питания.  Должен отметить, что я пробовал и переменку, но почему-то звук чище когда питание накала выпрямлено. Где-то на форумах я про это читал, но тогда не поверил. Вроде бы не прямой накал, не должно как-то влиять, и все-таки… Постоянка лучше. И лучше держать накал на верхнем пределе.    Второе – 6Ж8 по звуку как-то не очень выглядела хорошо в стравнении с 6SJ7 Ken-Rad. Поэтому я попробовал пойти дальше и поставил 5693 RCA ( металлический баллон красного цвета ). В звуке прибавилось объема.   Третье.  В моноблоке стояла 6AG7 RCA, и она сильно микрофонила. Я читал на форуме Сергеева, что у него были те же проблемы с этой лампой.  Так вот ее заменил на 6П9  и все стало хорошо.   И последнее ( я так надеюсь…. надоело уже возиться с этой схемой ! ) – схема издавала периодическое шуршание, не очень громкое, но отчетливо слышное в паузах, чем-то похожее на дробовые шумы 6Н8С.  Долго не мог найти кто виноват. Оказалось – обе 6С33С которые я пробовал менять, имеют этот дефект.  Это были обе ульяновские  лампы 1975 года изготовления. Когда поставил Светлану, шумы исчезли. И звук, кстати, стал немного прозрачнее.  Две картинки – 10 КГц меандр на максимальном уровне  и АЧХ на  уровне 3 Вольта на выходе. 6s33s_10khz 6s33s_d0b0d187d185

Вот на эти эксперименты у меня и ушло столько времени. Ну и как я уже упоминал, катодный блокировочный конденсатор у 6С33С я поставил неполярный 100 мкф, что очень заметно улучшило звучание. Окончательная схема, звучанием которой я остался наконец доволен в полной мере и могу рекомендовать уважаемым читателям для повторения.

Все состоит из трех моноблоков, два усилительных и один блок питания накала. Блок питания всей схемы – стандартный кенотронный на 5Ц3С, считаю что эта лампа незаслуженно редко стала применяться в аудиоусилителях, я считаю ее одной из лучших выпрямителей для SE усилителей ( или двухтактов, работающих в классе А ).  Для чего выключатели S3 и S4 ? Среди прочих у моноблочного устройства усилителя есть еще одно преимущество.  Можно устроить ОППВ при этом не особенно страдая от 50 Гц фона.  Подбирая положение этих переключателей на моноблоках можно добиться того, чтобы 50 Гц фон в правом и левом канале был в противофазе и тогда он не так досаждает своим гудением. Особенно, если для НЧ у вас стоит сабвуфер.  Прослушивание  музыки с ОППВ впереди. Картинки усилителя и окончательная схема: img_5492_1 img_5497_1

6s33s_vesisett_3

Дополнено 17 ноябра 2012 года. Вот уже моноблоки играют около 30 часов, похоже на то, что все детали притерлись и звук уже больше не улучшается. А звук мне очень нравится ! Где-то на форумах я услышал хорошей эпитет, который бы я отнес к звучанию 6С33С – она звучит честно. А какие лампы, спросите вы, играют нечестно ?  Мне кажется, что это 6П6С, и, в какой-то мере 6Н23П и ГУ-50. Из западных ламп сюда бы я отнес многие лампы от JJ.   Они немного приукрашивают звук по середине и верхам. Плюсом этих “нечестно” играющих ламп является то, что их применение допускает использование в этом же тракте “мутных” компонентов – резисторов МЛТ, низкого качества выходных трансформаторов, или таких ламп как 6Н1П или 6Н2П. Да простят меня те, кто использует упомянутые компоненты – для вас это рецепт, как заставить их звучать – добавить “яркие” лампы ( и другие “яркие” компоненты, такие как металооксидные резисторы, серебряные конденсаторы и т.п. ) .   Этот усилитель на 6С33С можно слушать очень долго, это как наркотик – хочется переслушать все записи и от не утомляет. А от звона 6П6С  и ламп от JJ у меня быстро начинат звенеть в ушах а потом, если не остановиться, то начинает болеть голова. Если конечно у них на раскачке не поставить “тормоз” в виде 6Н2П или 6Н1П и что-то в этом роде. Или ООС. Но ею сильно увлекаться нельзя – звук может стать плоским и уйдет сцена. Лампа 6П9 с ее ярким звучанием в предлагаемой схеме образует хороший тандем с 6С33С. Относительно 6Ж8 у меня нет такой уверенности и тут есть поле для дальнейших экспериментов.

Понятно, что заставить 6С33С играть как 6П6С –  невозможно. Но это и не нужно. У 6С33С  есть свой почерк и он понравится каждому, кто любит ровное, некрикливое сбалансированное звучание с хорошо проработанным богатым басом, и кому нужно 12 ватт выходной мощности в SE для не очень чувствительный колонок или для большого помещения.

Проект почти закончен, осталось лишь красиво упаковать в корпус блок питания накала.

Спасибо за внимание.

Comments are closed.