( Если вас интересуют и другие схемы фонокорректоров, пожалуйста посмотрите http://klimanski.com/?p=1589 ).
За основу взят уже сделанный ранее проект http://klimanski.com/?p=663, только на этот раз цепь коррекции была предварительно рассчитана и корректор выполнен не с разделенной коррекцией, а по классической схеме. Последний ( третий ) каскад выполняет только функцию усилителя.
Ниже приведена схема цепи корреции:
Для расчета кривой RIAA необходимо задаться номиналом резистора R1 и R3 ( сеточный резистор последующего каскада ) и рассчитать эквивалентное сопротивление R’ = ( Rout + R1)*R3/(R1+Rout+R3), где Rout – это значение выходного сопротивления предыдущего каскада. Далее рассчитывает номиналы цепей коррекции:
С1*R’ = 2187 мкс
R’*C2 = 750 мкс
R2*C1 = 318 мкс и R2/R1 = 6,877
При этом можно исходить из имеющегося номинала С1 и подбирать R2 или наоборот. Номинал С2 придется подбирать, быть может из разных конденсаторов, если это не удается, придется менять R’ и начинать все сначала.
Качеству деталей для цепи коррекции необходимо уделить особое внимание. В моем распоряжении был 0,25Вт танталовый резистор 470К от Аудио Ноут ( R1), исходя из номинала которого я провел дальнейшие расчеты. В качестве конденсатора С1 хорошо подойдет полистирольный ПО на 500 В или К71-7, в качестве С2 я использовал конденсатор ERO, купленный на е-Вае ( продавец был эстонец, цена очень хорошая и ждать не надо было долго ), хотя К71-7 в этом месте тоже звучит неплохо.
Теперь отступление о входной цепи второго каскада. Мной было замечено ранее, что схемы для усиления малых сигналов дают хороший звук при заземленном катоде и смещении, возникающем на сеточном резисторе большого номинала из-за токов сетки. Была выбрана такая схема:
Преимущество этой схемы в данном случае и в том, что высокое значение сеточного резистора R3 не требует от межкаскадного конденсатора С3 выского значения емкости. К тому же, резистор R1 можно подключить непосредственно к аноду предыдущего каскада, правда надо помнить, что при этом конденсаторы С1 С2 и С3 должны быть рассчитаны на полное напряжение питания схемы.
Расчет номиналов цепи коррекции.
R’ = 470*15000/(470+15000) = 456 K ( Rout пока принят равным нулю ).
C2 = 750*10(-6)/ 456000 = 1640 pF – Учитывая Миллерову емкость входной лампы ( в данном случае 5691 – это около 120 пФ ), этот номинал был выбран 1500 пФ.
C1 = 2187*10(-6)/456000 = 4790 pF – этот номинал удалось подобрать из имеющихся конденксаторов К71-7.
R2 = R1/6,8774 = 68,3 K Это значения было получено подбором двух параллельных резисторов Allen Bradley 300К и 91К.
Окончательная схема выглядела таким образом:
На схеме указаны лампы 1579 вместо 5691, они также звучат прекрасно.
Для того, чтобы была возможность корректировать звучание головки в области ВЧ, в схеме есть переменный кондерсатор С1 с диапазоном регулировки 5 – 270 пФ. Дело в том, что некоторые головки имеют довольно значительные резонансы в высокочастотной области. Например, имеющаяся у меня головка Grado Prestige Red зазвучала нормально, без резонансов только после установки емкости указанного конденсатора на значение 180 пФ, хотя если верить приложенному к головке паспорту, такая емкость вроде бы и не нужна. Резонансы контролировались по контрольной пластинке с записью ступенчато возрастающей частоты через 1 КГц от 1 КГц до 20 КГц и в отсутсвие конденсатора С1 ( или при замене его постоянным 47 пФ, как это рекомендуют многие источники ) резонансы наблюдались в районе 12 – 15 КГц, по амплитуде достигая + 5 дБ.
Кривая RIAA после замеров оказалась в пределах + – 0,5 дБ, достигая максимума отклонения для 20 Гц.
Дополнено в 2013 году. Должен честно признаться, что хотя эта конструкция уже более двух лет услаждает мои уши, по уровню шума она проигрывает предыдущей http://klimanski.com/?p=663. Предполагаю, что навороченный вход и лампа 6072 вместо 6С3П сыграли свою роль.