Уже несколько лет обратно я купил вертушку для винила Technics MKII SL1200 ( оптимальное соотношение цена/качество, ее можно купить за 300 Евро ) и стал нужен корректор. А раз опыта в этой области никакого, первое что я сделал, это купил на е-Вау ламповый корректор http://www.analogmetric.com/goods.php?id=1716, Правда, у него изначально оказалась кривая характеристика, поэтому пришлось немного поработать, пока привел его к нормальной RIAA, вот его скорректированная схема:
Правда, звуком он не порадовал – ни до переделки, ни после, к тому же мне не нравилось, что на выходе стоял катодный повторитель и я сделал второй, “альтернативный” выход с анода второго каскада, но звук от этого не стал лучше ( ему недостает живости и объема ) – видимо, наличие частотнозависимой ООС тоже звук, мягко говоря, не улучшает. Кроме того, по какой-то причине отсутствует развязка по питанию между первым и вторым каскадом усиления, и в довершение, уровень выходного сигнала был настолько мал, что без предусилителя его использовать можно только закрутив громкость усилителя до отказа, и то этого иногда недостаточно. Поэтому вот наконец я взялся за самостоятельное изготовление своего варианта. После изучения литературы ( интернета… ), я поставил для себя следующие условия, которым должен удовлетворять корректор:
– он должен обладать достаточным уровнем выходного сигнала для подачи на вход обычного усилителя мощности;
– не должен содержать катодных повторителей и частотно-зависимых цепей ООС;
– обладать низким уровнем шума за счет применения в первом каскаде специально сконструированных для этого триодов;
– не должен содержать пентоды ( в пентодном включении );
– желательно, чтобы он был с распределенной коррекцией.
Из имеющихся в интернете схем я остановился на корректоре Сергея Сергеева с распределенной коррекцией http://www.radioman-portal.ru/pages/834/index.shtml, правда несколько изменив лампы – как входную вместо 6Н1П я поставил 6С3П, а в качестве второго и третьего каскадов поставил 6SN7 RCA ( можно ставить 6Н8С, правда эти лампы намного менее устойчивы к помехам и наводкам ), соответственно несколько изменив номиналы резисторов в анодах и цепях смещения. Цепи коррекции оставлены такими, как в оригинале:
К моей большой радости, при первом включении и замерах собранного макета, RIAA характеристика получилась сразу практически идеальной с точностью до +- 0,5 дБ. Усиление на 1 КГц около 95 раз, т .е при входе 5 мВ выходной сигнал составляет 480 мВ. Вообще должен сказать – пока я делал поиски по форумам – что мне импонируют практически все конструкции Сергея Сергеева и вовсе не потому что он мой тезка, а потому что все они просты, понятны и, как оказалось ( или правильнее сказать – следовательно ), очень хорошо воспроизводятся – за что я ему весьма благодарен. Уровень фона при первых пробах был на уровне 0.6 мВ на выходе ( резистор 100К в качестве нагрузки ) при закороченном входе. Как следствие техкаскадного усиления, уровень гармоник весьма низок – на частоте 300 Гц и уровне выходного сигнала 0 дБ ( 770 мВ, или минус 24 дБ ) составляет минус 76 дБ для 2-ой гармоники, а третья и остальные, более высокие гармоники не видны вовсе на уровне минус 88 дБ.
Обратите внимание на крепление ламп 6С3П – они держатся в резиновых обоймах для уменьшения механических резонансов. Быть может по этой причине блок совершенно нечувствителен к наводкам, его можно трогать руками и передвигать, не вызывая излишнего шума из колонок.
Блок питания представляет собой также купленный на е-Вае конструктор – ламповый стабилизатор http://www.analogmetric.com/goods.php?id=1017 , который также пришлось несколько доработать. В качестве кенотрона использован 6Ц5С, регулирующая лампа – 6П43П ( на ней меньше падение напряжение, чем на рекомендованной 6П14П ) и управляющий пентод 6Ж32П.
Трансформаторы. Анодный – английский б\у снятый с какого-то оборудования ( куплен в интернет-маназине за 35 Евро ) с тремя обмотками – одна 260 – 0 – 260 Вольт, и две по 6.3 В ( которые используются для питания накала ламп БП ). Накал ламп канала корректора питается постоянным током от того же БП с установленными в них двумя LM317T ( схема включения – типовая ), причем одна питает накал 6С3П, а другая – 6Н8С. Переменное напряжение 7,6 В на вход обеих LM317 ( через выпрямитель, конечно ) подается от ТН36.
Схема стабилизатора блока питания приведена ниже:
Теперь заключительный этап – корпус и прослушивание. Корректор был упакован в черную алюминиевую коробку от Hammond Manufacturing, а блок питания как был смонтирован на деревянной доске, так и остался, добавлена только передняя панель из черного пластика ( “под Аудио Ноут” )
с сетевым выключателем. Корректор с блоком питания установлен в нише полки под вертушку.
Теперь о звуке. Видимо, из-за того, что лампы были НОС ( новые, т.е не б/у, но по возрасту старые ) первые несколько часов звук был “мутновытый” в среднем регстре, с низким разрешением. К концу дня голос уже начал прорезаться, но, к сожалению, межблочный кабель вынужденно был довольно длинным – 2 метра и у меня не нашлось ничего лучшего, чем абсолютный “ширпотреб” и поэтому сделать какие-то серьезные выводы пока не удалось. Фона и шума нет совсем на любой реальной громкости. Уроверь выходного сигнала примерно как у СД-проигрывателя.
Попробовал воткнуть 5691 вместо 6SN7. Конечно, это неспортивно, скажут теоретики и я уже слышу свист летящих в мою сторону гнилых помидоров. Однако важен результат. А он приятно удивил. Практически без всякого прогрева все стало на место, появился четкий, артикулированный, детальный звук и вернулся “воздух”. Прекрасно звучали ноктюрны Шопена в исполнении Е.Светланова ( “Мелодия” 1981 ) – тонально сбалансированно, объемно и динамично. Конечно, повысилось выходное сопротивление корректора. Однако я хочу сдесь сделать отступление на тему согласования выхода устройств с усилителем – я планирую посвятить одну из публикаций. А пока замечу, что в своих экспериментах со звуком я ни разу не убедился в необходимости снижения выходного сопротивления устройств, предшествуюших усилителю ниже определенных пределов. Пока только один пример. У меня давно работает ( он виден на фото ) ламповый тюнер Фишер. Так вот у него выход идет с анода 12АХ7 через 0.1 мкф, анодный резистор 100К – но что удивительно – это никак не отражается в худшую сторону на звучании – этот тюнер дает прекрасный объемный звук, детальный, тонально чистый, причем с безупречными басами. А входной потенциметр в усилителе 50 К ….. Неверя своим ушам, я даже открывал крышку Фишера и воочию ( и с тестером ) убедился, что внутри на самом деле все соединено так, как это указано на схеме . То есть теоретически звучать не должно. Или должно звучать плохо. Но звучит отменно. И в случае с корректором похожая история – 6SN7 не звучит, а 5691 – отлично ( даже без логически необходимой подстройки режимов ). Вообще говоря, я никогда не жаловал 6SN7 и все ее аналоги, и вот в который раз убедился в малопригодности этой лампы для получения хорошего звука ( по крайней мере, в выбранном мной режиме – ток анода 8 мА, смещение – 3,5 Вольта ), несмотря на ее высокую линейность.
Еще одно замечание – как мне кажется, важно держать напряжение накала на 6С3П близко к максимуму ( я настроил на 6.8 В ), это улучшает прозрачность и динамику звучания этой лампы. В полной мере эта лампа раскрылась только через 20 – 30 часов работы.
В окончательном варианте, звучание которого меня устроило в полной мере установлены лампы 6С3П-ДР 1982 года и 1579 “Рефлектор”, 1985 года изготовления. Фона и белого ( или какого-то другого ) шума нет на максимальной громкости совсем, хотя блок корректора стоит рядом вплотную с блоком питания ( см картинки ). Единственный небольшой шум, слышимый из колонок на максимальной громкости, это детонация от вертушки.
Дополнено 21 августа 2011. Звучанием прибора я пока очень доволен. По крайней мере, он играет несравненно интереснее чем купленный на е-Вае ( см первую схему вначале статьи ), звук объемный, живой. Возникло уже желание попробовать ММ головки повыше качеством, чем моя Goldring Electra. Я вначале думал, что 20 часов достаточно для прибора, чтобы “разыграться”. Но как оказалось, этого тоже мало. Слушаю уже более 35 часов, а звук все улучшается. Один англичанин, который делает межблочные кабели сказал как-то мне, что кабель может “притираться” до двух недель… А что уж говорить про усилительный канал…. Вот сейчас слушаю Pink Floyd “The wall” ( диск оригинальный Columbia 1979 года ), межблочный кабель Blue Label от того же англичанина http://www.custom-hifi-cables.co.uk/home/audio-interconnects/midnight-range/blue-rca-rca, усилок мой самодел на лампах 6Ж32П – 6П3С-5Ц3С http://klimanski.com/?p=721, колонки – тоже мой самодел на Висатон В200. Заметьте, только советские лампы во всем канале от вертушки до колонки ! А звук – одно наслаждение, сам удивлен, и немало ! С новым корректором я теперь надежно отличаю хороший винил золотого века от сегодняшнего, который неизвестно где и как печатается – очень многие современные переиздания винила ( например, Pink Floyd “Dark side of the moon” 180 g, 30th anniversary edition ) мне показались по звуку хуже.
Конечная схема с учетом доработок:
Дополнено 16 сентября 2011 года. Однако должен сказать, что это моя пробная схема и ее звучание не совершенно – после более детального прослушивания и замены головки на Градо выявились и недостатки указанной выше схемы: несколько резковатая, с резонансами середина и несколько маловыразительный бас. Причиной тому оказались, чтобы вы думали ? Резисторы ! Резисторы МЛТ оказались мягко говоря не лучшими для корректора и даже АВ огорчили высоким уровнем шумов. И я задумал новый проект, который я уже не копировал с имеющихся в интернете схем, я разработал сам. Этому корректору будет посвящена отдельная тема – см http://klimanski.com/?p=1234